15 689 824 руб. привлечено за 2017 год
14 048 315 руб. на сегодня за 2018 год
новости

IV заключительный цикл по ППД на тему: «Психологические аспекты паллиативной помощи детям в ЦССВ»

КОС

11 сентября прошла образовательная сессия для сотрудников ЦССВ г.Москвы в рамках проекта «Повышение компетенций специалистов Центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) в области паллиативной помощи детям».

В паллиативной помощи психологические аспекты играют важную роль. Поэтому в четвёртом цикле семинаров особое внимание уделяется трудностям профессиональной деятельности, выстраиванию эффективных коммуникаций и эмоциональному выгоранию. На базе ЦССВ «Кунцевский» первая группа слушателей узнала, как работать в мультидисциплинарной команде. В сессии участвовали: воспитатели, медперсонал, врачи, соцработники, психологи и логопеды. Специалисты поделились частыми проблемами: нарушение личностных границ, ощущение незначимости, авторитарность коллег, раздражительность и хроническая усталость.

Каждому знакомы эти негативные чувства. Скапливаясь внутри, они нарастают словно ком, чтобы в один прекрасный день найти выход и нарушить наше спокойствие и благополучие окружающих. То, что способно мучить – от физического голода до внутренних обид – сказывается на коммуникациях с коллегами и пациентами. На семинаре были определены сложности, возникающие в процессе работы: профессиональные, личные, социальные, а также трудности командного взаимодействия. Все эти сложности можно и нужно научиться преодолевать. О том, как это сделать, рассказала эксперт фонда – Динара Гильфантинова.

Динара Гильфантинова, психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, руководитель психологического центра «Единство» (г. Москва). Эксперт факультета психологии Высшей школы «Среда обучения». Автор пособия «Основы коммуникативных навыков для специалистов детской паллиативной помощи»:

«При инструктаже в самолете нам рекомендуют надевать кислородную маску сначала на себя, потом на ребенка. Данный принцип применим и в командной работе. Всегда начинаем с себя и отвечаем на вопросы – каковы цели и задачи моей работы в паллиативной помощи? мои ожидания и их реалистичность? где мои зоны ограничения и возможностей? То есть, сначала мы «причёсываем» себя, а уже после этого, работая в команде, отслеживаем наши мысли, возникающие в процессе работы с ребёнком. Также необходимо уделять внимание нашим чувствам, поведению и качеству оказания паллиативной помощи в целом».

Признак эффективного общения – получение обратной связи с минимальной разницей между тем, что вы сказали, и тем, как вас услышали и поняли. Например, если спросить, свежий ли йогурт, а в ответ услышать, что он грушевый, то очевидно – коммуникация прошла безуспешно. Коммуникативные упражнения помогли участникам семинара погрузиться в ситуации, с которыми они сталкиваются в работе. Через личные кейсы каждый смог определить для себя подходящие инструменты общения.

Для улучшения коммуникаций используются знакомые всем инструменты: уважение к собеседнику, внимание, открытость к диалогу, доброжелательность и эмпатия. Разберём на примере. Познакомившись с родственником пациента, вы замечаете, что человек не идёт на контакт, закрывается и стесняется собственных чувств. Ваша задача как специалиста оказать поддержку. Объясните, что испытывать подобные чувства в сложившейся ситуации — это нормально. Данный инструмент психологической помощи так и называется – нормализация.

Ирина Маметьева, социальный педагог ЦССВ «Кунцевский»:

«Сегодня мы рассматривали аспекты психологической помощи, необходимые ребятам в паллиативной группе. В работе часто сталкиваемся с трудностями психологического характера и не только. Трудности возникают и в уходе, и во взаимоотношениях с детьми. Поэтому я вижу необходимость в создании мультидисциплинарной команды, которая будет напрямую взаимодействовать с детьми и разрабатывать собственную стратегию работы по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями. Для меня данная тема очень актуальна, так как связана с моей деятельностью. Вижу перспективу в создании такой группы, которая будет вести ребёнка на протяжении всей его жизни. В индивидуальных программах реабилитации, разработанных для детей-инвалидов, все аспекты освещены отдельно: медицинские, социальные, психологические, а здесь нужна именно совместная, командная работа».

Помимо командной работы разобрали вопросы эмоционального выгорания. Тема оказалась актуальной для всех. Монотонность и бешеный темп жизни отнимают много сил. Если тратить энергию только на работу и дела по дому, возникает дисбаланс. Как следствие, начинается выгорание. Вам знакомо чувство, когда изо дня в день делаешь одно и то же, не наблюдая прогресса? Это тревожный сигнал. Однако профилактика может исправить ситуацию.

 Александр Белов, руководитель службы медицинской помощи детям ЦССВ «Кунцевский»:

«Семинар получился довольно уникальным и архиважным. Все предыдущие сессии проходили по отдельным направлениям, но такая раздельная работа будет малоэффективной при отсутствии единой команды, без понимания того, чем мы занимаемся и достаточного человеческого ресурса – я имею в виду синдром эмоционального выгорания. Ведь если сотрудники не мотивированы и постоянно уставшие, то все наши начинания просто сойдут на «нет»».

Напоминаем, что образовательные сессии проходят на базе двух опорных ЦССВ в разное время, чтобы сотрудники центров могли подобрать для себя оптимальное месторасположение и время для занятий. Сессия для второй группы пройдет в ЦССВ «Доверие» 27 сентября.

Проект реализуется на средства субсидии Комитета общественных связей Правительства г. Москвы.